Иван Филиппович Образцов
Деревня Быки

Иван Филиппович Образцов родился 28 июля 1920 г. в деревне Быки Максатихинского района Тверской области в крестьянской семье. Удивительно, но как раз в максатихинской глуши И. Образцов впервые познакомился с миром музыки — с лёгкой руки композитора Исаака Осиповича Дунаевского. Он снимал дачу близ дома, где жила семья Образцовых, а к матери Ивана Филипповича приходил за молоком и любил поговорить с маленьки м Иваном. «Как-то раз Дунаевский подарил ему скрипку, а потом учил его играть на ней и одновременно петь», — записал А. А. Князев рассказ И. Ф. Образцова.

Считается, что научиться играть на скрипке очень сложно. Только люди с абсолютным слухом могут это сделать. Юноша не только в совершенстве освоил игру на скрипке, но так же легко мог играть на струнных инструментах — мандолине, балалайке, на духовых инструментах. Играл в школьном духовом оркестре. Приезжая в родную Максатиху, уже будучи известным академиком, не раз приходил в парк и играл с поселковым оркестром

«Максатихинские Вести» в очерке об И.Ф.Образцове

Окончив школу, И. Ф. Образцов поступил в Ленинградский автодорожный (преобразованный в 1941 г. в авиационный) институт. Во время учёбы, в 1939 году, он начал работать на Первом ленинградском авторемонтном заводе. Одновременно учился на вечернем отделении дирижёрского факультета.

Все планы прервала война — в июне 1941-го И. Ф. Образцов стал добровольцем 68-го истребительного батальона, который набрали из комсомольцев и допризывной молодёжи практически без военной подготовки.
Около двух месяцев он был на фронте. В августе батальон участвовал в боях под железнодорожной станцией Чудово Ленинградской области. А в сентябре молодёжные батальоны расформировали. Состоявших в них студентов институтов, где готовили кадры для оборонных отраслей, отозвали с фронта для продолжения обучения. Ленинград с сентября уже был в блокадном кольце, и вскоре вузовскую молодёжь вывезли «дорогой жизни» в Казахстан.

Так в начале 1942 года И. Ф. Образцов попал в Московский авиационный институт, который в это время был эвакуирован в Алма-Ату. В 1944 году он закончил МАИ с присвоением квалификации инженера-технолога по авиамоторостроению.

После успешного окончания МАИ в 1944 г. И. Ф. Образцов остался работать в институте. Уже в 1949 г. И. Ф. Образцов успешно защитил кандидатскую диссертацию, в 1957 г. стал доктором технических наук, а в 1958 г. ему было присвоено учёное звание профессора.

Лекции он читал с большим энтузиазмом, и я бы сказал, артистически. Абстрактные расчётные модели ферм, шпангоутов и других более сложных конструкций буквально оживали на его лекциях, а предмет, который он преподавал, настолько увлёк студентов, что, когда на одной из последних лекций он предложил желающим прийти на кафедру и включиться в студенческую науку, пришли практически все.

В.В. Васильев

И. Ф. Образцов начал серьёзно заниматься специальными разделами математики, механики, теории оболочек и пластин. Это привело его в Институт проблем механики АН СССР на научные семинары профессора В. З. Власова, выдающегося механика того времени. Под руководством В. З. Власова И. Ф. Образцов подготовил свои первые серьёзные научные работы и защитил в 1949 году кандидатскую диссертацию по результатам исследования устойчивости тонкостенных пространственных стержней открытого профиля при поперечном изгибе.

Следующим направлением стали стреловидные и треугольные крылья, скошенные системы и оболочки, которые начали применять в авиационно-ракетной технике. Для них И. Ф. Образцов впервые разработал методы расчёта, опираясь на теорию оболочек, теорию тонкостенных пространственных систем и вариационный метод их расчёта, предложенный В. З. Власовым.

Но это были не только расчёты. Работая с 1953 года на кафедре и в ЛИКС (Лаборатория испытаний конструкций самолётов на прочность при кафедре МАИ, созданная основателем и первым заведующим кафедры Алексеем Михайловичем Черемухиным), И. Ф. Образцов проводил эксперименты и участвовал во всех важных работах для отечественной авиации и ракетно-космической техники. Дальнейшие исследования он посвятил развитию технической теории оболочек, совершенствованию методов расчёта конструкций, построению эффективных методов исследования напряжённого состояния конструкций типа крыльев, представляющих одно- и многозамкнутые кессонные тонкостенные пространственные системы.

Вертолет Черемухина

В 1959 году И. Ф. Образцова избрали по конкурсу заведующим кафедрой 603 — строительной механики и прочности летательных аппаратов. К тому времени скончались в августе 1958 Василий Захарович Власов и Алексей Михайлович Черемухин.

В 1956 г. И. Ф. Образцов в тридцатишестилетнем возрасте стал деканом самолётостроительного факультета, где его предшественниками на этом посту были такие известные авиаконструкторы, как Н. Н. Поликарпов, П. Д. Грушин, А. С. Яковлев, В. М. Мясищев.

В 1958 г. И. Ф. Образцов назначается директором (а с 1961 г. — ректором) МАИ и на этом посту работает до 1972 г. За это время под руководством И. Ф. Образцова МАИ получил статус не только авиационного, но и ракетно-космического вуза, готовящего специалистов по всему спектру специальностей этих отраслей. В эти годы И. Ф. Образцовым была впервые провозглашена задача превращения МАИ в технический университет, сделаны первые значительные шаги в этом направлении. Только через много лет вернутся к этому понятию и названию «технический университет».

Признанием научных заслуг И. Ф. Образцова стало избрание его членом-корреспондентом (1966 г.), а в 1974 г. — действительным членом (академиком) АН СССР.
18 февраля 1972 г. с учётом успешной и плодотворной работы в качестве ректора МАИ И. Ф. Образцов был назначен на должность МИНИСТРА ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР, которым оставался до 1990 года.
Будучи министром, ратовал за развитие в вузах научных исследований, объединение науки и образования в единый процесс, за внедрение в учебный процесс технических вузов фундаментальных наук, вычислительной и компьютерной техники, что позволило повысить теоретический уровень и качество подготовки специалистов.

И оставался учёным. «Даже во времена, когда он был министром высшего образования России, И. Ф. Образцов регулярно по пятницам приезжал в МАИ»

вспоминал его преемник на кафедре 603 Ф.Н. Шклярчук, профессор кафедры 603, доктор технических наук

Работая министром, академик И. Ф. Образцов продолжал свою научную деятельность. В 1982–1992 гг. он занимал пост председателя Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике АН СССР, в 1986–2004 гг. был председателем научного совета РАН по механике конструкций из композиционных материалов, а в 1996–2005 гг. — советником Президиума РАН. И. Ф. Образцов был главным редактором журнала «Известия РАН. Механика твёрдого тела» с 1988 г.

И. Ф. Образцов был создателем и организатором проекта по созданию космоплана — многоразового транспортного воздушно-космического аппарата универсального применения (МТВКА-У).

«Будущее, за космопланом»

«Мы переходим на принципиально новую конструкцию: корпус будет представлять собой единую сетчатую адаптивную систему, самонастраивающуюся по отношению к внешним нагрузкам: к болтанке, атмосферным осадкам, гравитационным силам, солнечной радиации и так далее. Сейчас мы работаем над созданием композитного материала, который бы мог адаптироваться к любым воздействиям внешней среды... Наш космоплан, поднимаясь на 100-200 километров, становится спутником Земли, у него несравнимо большие возможности. По существу это универсальная орбитальная стартовая площадка для запуска других космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты и планеты Солнечной системы»

В начале 1990-х, в разгар перестройки, на кафедре 603 МАИ и в ИПРИМ РАН по инициативе и под руководством И.Ф.Образцова — ему было уже за 70 — приступили к разработке концепции проекта космоплана — гиперзвукового многоразового транспортного воздушно-космического аппарата универсального применения (МТВКА-У). Участвовали в этом и энтузиасты — научные сотрудники ЦНИИМАШ, конструкторы «Бурана» из НПО «Молния».

В начале 1990-х гг. к работе над проектом И. Ф. Образцовым были привлечены видные ученые, инженеры-конструкторы из ЦНИИМАШ, ЦАГИ, ГОСНИИАС. Разработка проекта велась в ИПРИМ РАН. Проектируемый космоплан представлял собой гиперзвуковой аппарат, предназначенный для наземного горизонтального старта и посадки, способного функционировать по одноступенчатой и двухступенчатой схемам, как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.

Уход из жизни в 2005 году прервал воплощение этой и многих других идей академика И.Ф. Образцова.
Памятник на могиле Ивана Филипповича

Итогом творческой деятельности академика Образцова являются более 300 научно-технических трудов, 11 авторских свидетельств и 2 открытия. Им подготовлено 15 докторов наук и 25 кандидатов наук.

14 октября 2009 г. у входа в главный административный корпус МАИ состоялось открытие мемориальной доски памяти академика И.Ф. Образцова.
Текст написал Владимир Николаевич Бакулин